museolog ([info]museolog) wrote,
@ 2009-04-22 12:39:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Я сейчас в своем фонде увидела фотографию, на которой женщина стоит на коленях перед Могилой неизвестного солдата и плачет. И меня как-то вдруг осенило, что такие могилы не столько дань пямяти, отдание почестей неизвестным погибшим, они - место для всех родственников этих погибших, место заменяющее им могилу близкого, ни которую можно прийти. Мне это раньше никогда в голову не приходило, а увидела эту фотографию, и мысль возникла как вспыхнула.



(19 comments) - (Post a new comment)


[info]lugerovski
2009-04-22 08:48 am UTC (link)
Почти ушло поколение котоое так воспринимало могилу Неизвестного соладата...

(Reply to this) (Thread)


[info]museolog
2009-04-22 08:53 am UTC (link)
Меня в детстве никогда туда специально не водили, но помню, что особенное отношение было, как-то сложилось без специальных разговоров. У меня деды на Войну не попали, еще детьми были, только прадеды, это уже серьезная разница, я думаю.

(Reply to this) (Parent)


[info]museolog
2009-04-22 08:55 am UTC (link)
У меня вообще плохо с извлечением информации из фотографии. Чтобы не просто понять, что изображено, а еще о чем это, зачем, что значит в контексте, а надо бы. Для меня это личное открытие, что на меня одна фотография так подействовала.

(Reply to this) (Parent)


[info]_dvd_
2009-04-22 10:05 am UTC (link)
Конечно. Первое предназначение именно такое. А функция "общественного" памятника уже вторична. По крайней мере, мне так кажется.
Но в плане первичных ассоциаций, действительно, чаще воспринимается вне прямой связи с захоронением.

(Reply to this) (Thread)


[info]museolog
2009-04-22 11:15 am UTC (link)
Вот с тобой мы из одного поколения, а мне это неочевидно было до сих пор, я именно как памятник воспринимала.

Я в комментариях выше писала: "У меня вообще плохо с извлечением информации из фотографии. Чтобы не просто понять, что изображено, а еще о чем это, зачем, что значит в контексте, а надо бы. Для меня это личное открытие, что на меня одна фотография так подействовала." Меня еще из-за этого эта мысль так впечатлила.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_dvd_
2009-04-22 11:44 am UTC (link)
Сейчас и впрямь сложно представить себе картинку подобную той, что на фотографии, о которой ты говоришь. Для меня бы, наверное, такой снимок тоже был слегка неожиданным.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]museolog
2009-04-22 12:09 pm UTC (link)
Жаль я ее не могу показать, в сети есть более известные фотографии, а этой нет.

(Reply to this) (Parent)


[info]_dvd_
2009-04-22 11:52 am UTC (link)
Если подумать на данную тему, то для людей, родившихся в послевоенные десятилетия, мемориалы на братских захоронениях - скорее напоминание об истории, связующее звено между прошлым и настоящим, для ветеранов же - живая память.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]museolog
2009-04-22 12:13 pm UTC (link)
Да, именно напоминание об истории. А на той фотографии женщина плачет, как если бы она пришла на кладбище на могилу кого-то близкого.

Интересно, кому и когда пришла идея создания Могилы неизвестного солдата? Они первоначально так и задумывались, для родственников пропавших без вести или все таки как исторические памятники, а люди стали к ними по-своему относиться. Если для родственников, то это ведь гениальная идея.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_dvd_
2009-04-22 12:53 pm UTC (link)
В Википедии читаем:
"В декабре 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесён в Александровский сад из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград).

8 мая 1967 года на месте перезахоронения открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного Солдата», созданный по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Климова, Ю. Р. Рабаева и скульптора Н. В. Томского."


Далеко не факт, что идея в данном конкретном случае была именно такой. Но это именно в данном случае.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]museolog
2009-04-22 01:04 pm UTC (link)
Мне еще один знакомый историк вот что написал об этом: "На сколько я знаю, впервые подобные памятники стали устанавливаться во Франции после Первой мировой, и их идея была - символизировать память, благодарность и уважение всем погибшим за свою отчизну солдатам, чьи останки так и не были идентифицированы." Но идея опять же не та.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_dvd_
2009-04-22 05:23 pm UTC (link)
Мне кажется, в концепции мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде обе обозначенные идеи переплетаются. Это и символическое напоминание об истории для нынешних поколений и живая память о погибших там людях. А вот в Могиле Неизвестного Солдата больше именно символизма.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]museolog
2009-04-23 07:12 am UTC (link)
Да, наверное, это очень зависит от места.

(Reply to this) (Parent)


[info]alhip
2009-04-22 11:26 am UTC (link)
В детстве я слышала, что если прийти к вечному огню и долго смотреть на него, то увидишь там лицо погибшего.

(Reply to this) (Thread)


[info]museolog
2009-04-22 11:40 am UTC (link)
Если думать об этом человеке, то, наверное, так вполне может быть.

(Reply to this) (Parent)


[info]the_gorynych
2009-04-22 02:07 pm UTC (link)

насколько мне известно, причиной создания мермориалов вечного огня был именно французский вариант, собственно просто решили перенять хорошую традицию. однако ена руси западная тралиция как всегда получиал свое наполнение - именно такое как описала - "место заменяющее им могилу близкого, на которую можно прийти".

Но сейчас, с разрушением старой системы общественного воспитания и прежней морали, с уходом из жизни старших поколений, вечный огонь перстал быть даже связующим звеном. Сейчас очень мало молодежи которые бы уважительно относились к памяти о погибших. Сам наблюдал как студенты МГУ от вечного огня прикуривали и даже жарили сосики... За последнее, впрочем, кого ловили как то наказывали. Но ловили редко и вяло. Про "погреться у огонька, попить пивка" и прочем даже и упоминать не стоит - самое обычно едело теперь.

(Reply to this) (Thread)


[info]museolog
2009-04-22 02:20 pm UTC (link)
То есть переняли официально во французской форме, а такое наполнение уже народное. Вообще это более вероятно, конечно.

(Reply to this) (Parent)


[info]the_gorynych
2009-04-22 11:11 pm UTC (link)
я обработал высказывания участников обсуждения - и выложил у себя.

(Reply to this) (Thread)


[info]museolog
2009-04-23 07:12 am UTC (link)
Хорошо.

(Reply to this) (Parent)


(19 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…